Полезные материалы

Быть или нет вашему бизнесу?

Тест позволяет оценить, есть ли у вас склонности к пред­принимательской деятельности.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, "ДА" или "НЕТ" на предложенные вопросы.
1.                 Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?
2.                 Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?
3.                 Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?
4.                 Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег?
5.                 Вы здоровы?
6.                 Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немед­ленной отдачи?
7.                 Любите ли вы общаться и работать с людьми?
8.                 Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?
9.                 Понятны ли вам идеи и мысли других?
10.            Есть ли у вас опыт работы в той области, в которой вы
хотите начать собственное дело?
11.            Знакомы ли вы с действующими правилами налого­обложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгал­терского учета?
12.            Будет ли в вашем городе или области спрос на товар или услугу, которые вы собираетесь предложить?
13.            Есть ли у вас начальная подготовка в области маркетинга и финансов?
14.            Хорошо ли идут дела в вашем городе (области) у других предпринимателей вашего профиля?
15.            Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арен­довать?
16.            Располагаете ли вы достаточными финансовыми сред­ствами, чтобы поддержать свое предприятие в течение первого года его существования?
17.            Есть ли у вас возможность привлечь к финансированию создаваемого вами предприятия родных и знакомых?
18.            Есть ли у вас на примете поставщики необходимых вам материалов?
19.            Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладаю­щие опытом и знаниями, которых вам не хватает?
20.            Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело — это главная ваша мечта?

Ключ: Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Под­считайте, пожалуйста, сумму очков.
Результат:
Если сумма набранных вами очков равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реали­зовать любую стоящую идею - главное, чтобы идеи действительно того заслуживали.
Вы набрали от 13 до 17 очков? Ваши шансы на успех в ка­честве предпринимателя не столь очевидны. Однако вы можете стать удачливым дельцом, коммерсантом.
Если у вас менее 13 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.
Многоликий лидер




Особый вид социального самоутверждения представляет лидерст­во.
Лидер — человек, за которым обще­ством, группой признается право на особую роль в событиях, авторитет в суждениях, которому подчиняются, на которого ориентируется группа и т.д.
Склонность к лидерству проявля­ется у большинства людей как потреб­ность и как качество, являющееся сред­ством самоутверждения личности.
Позиция лидера представляет высшую степень общественного само­утверждения.
Лидерство как черта характе­ра заключается в стремлении и уме­нии завоевать в определённых ситу­ациях роль руководителя, организа­тора, авторитета.
Различают официальных (по должности) и неофициальных (по личностным качествам) лидеров, лиде­ров-созидателей (самоутверждение в положительной деятельности) и лиде­ров-разрушителей (самоутверждение в отрицательной деятельности).
В одной и той же группе могут быть несколько различных лидеров: лидеры-организаторы (деловые лиде­ры), лидеры—генераторы эмоциональ­ного настроя (эмоциональные лиде­ры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.
Деловые лидеры играют основ­ную роль в решении задач, поставлен­ных в группе или коллективе.
Лидеры-инициаторы выделяют­ся в деятельности на этапе выдвиже­ния идей, в поиске новых сфер деятель­ности.
Лидер-умелец — это наиболее подготовленный в конкретном виде де­ятельности член группы.
Качества лидера
                коммуникативные умения (обще­ние);
                активность, инициативность, умение организовать людей (организаторские способности);
                умение влиять на окружающих (на­стойчивость, внушение);
                способность управлять собой (само­регуляция, организованность, самооб­ладание);
                умение решать проблемы (компе­тентность, сообразительность, ум);
                изобретательность и способность рождать новое.
Упражнение «Многоликий лидер»
Каждый из вас на. сцене своей жизни играет множество ролей и в ка­ких-то из них вы являетесь лидером.
А какие роли в сфере лидерства вы иг­раете? Перед вами перечень возмож­ных ролей лидера. Выберите три из них (или внесите в список новые) и дайте ответ па вопрос: «Где и когда я бываю... » (и далее три выбранные вами роли лидера).
Лидерские роли
1.       Вожак.
2.       Руководитель.
3.       Авторитет.
4.       Эрудит.
5.       Силам..
6.       Специалист.
7.       Вдохновитель.
8.       Застрельщик.
9.       Новатор.
10.     Реформатор.
11.     Первопроходец.
12.     Проводник идей.
13.     Инициатор.
14.     Энтузиаст.
15.     Организатор.
16.     Законодатель мод.
17.     Учитель.
18.     Советчик.
19.     Наставник.
20.     Образец.
21.     Другие...

Обсудите в группе результаты ин­дивидуальной работы. Каждый из нас может быть в роли лидера в конкрет­ной ситуации и в различных группах. «Примерка» той или иной роли позво­ляет вам почувствовать её особеннос­ти, принять то, что действительно соот­ветствует характеру того или иного че­ловека.
Тест «Лидер ли я»
Каждый из вас стремится к дости­жению наивысшего результата в из­бранной области, получить положи­тельную оценку и признание окружаю­щих, стать авторитетом в этой области, занять лидерскую позицию.
Общие возможности стать лиде­ром позволит выявить тест на лидерские качества.
1.       Что для вас важнее в игре?
      а) победа; 6) развлечение.
2.       Что вы предпочитаете в общем раз­говоре?
      а) проявлять инициативу, предла­гать что-либо;
        б) слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3.       Способны ли вы выдерживать крити­ку, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
       а) да; б) нет.
4.       Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
        а) да; б) нет.
5.       Отстаиваете ли вы своё мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
      а) да; б) нет.
6.       В компании, в общем деле вы всегда вы­ступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
      а) да; б) нет.
7.       Умеете ли вы скрывать своё настрое­ние от окружающих?
       а) да; 6) нет.
8.       Всегда ли вы немедленно и безропот­но делаете то, что вам говорят старшие?
       а) да; 6) нет.
9.       Удаётся ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
      а) да; б) нет.
10.     Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
      а) да; б) нет.
Выводы. Если на все вопросы вы отмечаете пункт «а)», то вы — действу­ющий лидер. Ответы «б)» свидетельст­вуют о наличии качеств, препятствую­щих лидерской позиции; их необходи­мо корректировать.
Словарик
Лидер — ведущий, человек, кото­рый способен повести за собой, пробу­дить интерес к делу и за которым при­знаётся особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности.
Авторитет — 1) значение, ува­жение, влияние; 2) лицо, пользующее­ся влиянием, признанием.
Ситуация-проба «Ложная солидарность»
Во время тусовки к вашей дворо­вой компании пристал посторонний человек. Он оскорбил вашего лидера, и началась драка, в которую втянулась вся компания. Человека избили до полусмерти (причинили тяжкие теле­сные повреждения). Вы тоже прини­мали участие в избиении из чувства солидарности с компанией. Результат плачевный: ваша компания попала под суд.
На вопрос «Почему вы вступили в драку?» были даны такие ответы:
Ø   все били и я бил;
Ø   защищал своего лидера;
Ø   чтобы не подумали, что я трус;
Ø   тренировался;
Ø   защищал компанию.
Задание. Проанализируйте ро­левую структуру компании, роль ли­дера. Выступите на суде с позиции:
а) ребёнка (несовершеннолетнего);
б) взрослого (судьи);
в) родителя (за­щитника).
Социально-приемлемые пози­ции: • закон, Уголовный кодекс • снис­ходительность к несовершеннолетним преступникам • правильное понимание принципов дружбы и коллективизма.
Почитайте: Л. Беляев. «Властелин мира».
Посмотрите: М. Антокольский. «Хрис­тос перед судом народа».
Тест для начинающего предпринимателя

Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
б) вкладывать имеющиеся деньги в дело с выгодой, рисковать;
в) попытать счастья в лотерее.
2. Если вам представилась возможность выступить в качестве актера, то какую роль вы смогли бы сыграть лучше всего?
а) Остапа Бендера;
б) Левина из «Анны Карениной»;
в) Штирлица из кинофильма «Семнадцать мгновений весны».
3. Представьте себе, что вы заработали миллион. Что бы вы сделали дальше?
а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты
от вклада;
б) рискну вложить в прибыльное дело;
в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу для надежности в солидный банк.
4. Что, на ваш взгляд, могут принести вам деньги?
а) власть;
б) жизнь в свое удовольствие;
в) много новых забот и зависти.
5. Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
а) нет;
б) да;
б) обо мне и так иногда пишут.
6. Какая из 3 групп профессий вам более всего подходит?
а) писатель, художник, композитор;
б) адвокат, врач, политик;
в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.
7. При создании своей фирмы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших вам друзьями?
а) да;
б) нет;
в) ответ на этот вопрос следует основательно продумать.
8. Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы себя вели?
а) в моей жизни изменились бы лишь квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
б) я позволил бы себе больше путешествовать;
в) я бы кардинально изменил бы свой образ жизни.
9. Представим себе, что вы стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
б) определили бы основные направления работы фирмы;
в) занялись бы набором надежных помощников.
10. Какое из приведенных утверждений вы считаете более привлекательным, если вы получили
повышение и стали директором фирмы?
а) в моей работе снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения и способности по
сравнению с профессионально-техническими;
в) изменились в равной степени требования практически ко всем качествам личности.
11. В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное решение конфликта поручить бригаде;
в) сделать все возможное, чтобы не дать разрастись малому конфликту до больших размеров.
12. Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги?
а) постоянно;
б) периодически;
в) скорее всего нет.
13. Если бы вы имели миллион и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую бы вы предпочли? Ту, которая даст прибыль:
а) в четверть миллиона;
б) в полмиллиона;
в) в миллион.
Далее на отдельном листе вы должны записать номера вопросов и выбранные вами ответы. После этого вы сможете подсчитать суммарное число баллов, которое вы набрали.

Баллы оцениваются следующим образом:

Вопрос                                     Ответы
1........................................... а) 6; б) 3; б) 0.
2........................................... а) 3; б) 0; б) 6.
3........................................... а) 0; б) 6; б) 3.
4........................................... а) 6; б) 0; б) 3.
5........................................... а) 0; б) 3; б) 6.
6........................................... а) 0; б) 3; б) 6.
7........................................... а) 0; б) 3; б) 6.
8........................................... а) 6; б) 3; б) 0.
9........................................... а) 3; б) 6; б) 0.
10........................................... а) 6; б) 0; б) 3.
11........................................... а) 3; б) 6; б) 0.
12........................................... а) 6; б) 3; б) 0.
13........................................... а) 0; б) 6; б) 3.

Далее сложите все набранные вами баллы и определите по 9-балльной шкале уровень своих способностей к риску в коммерческой деятельности.
1-й. Очень низкий уровень (от 0 до 11 баллов).
2-й. Низкий уровень (от 12 до 19 баллов).
3-й. Значительно ниже среднего (от 20 до 27 баллов).
4-й. Чуть ниже среднего (от 28 до 25 баллов).
5-й. Средний (от 36 до 43 баллов).
6-й. Чуть выше среднего (от 44 до 51 баллов).
7-й. Выше среднего (от 52 до 59 баллов).
8-й. Высокий уровень (от 60 до 67 баллов).
9-й. Очень высокий уровень (от 68 до 78 баллов).
Интерпретация результатов
Если вы определили, что у вас способности к риску в коммерческой деятельности находятся на 1—3_м уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас —это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.
Если вы находитесь на 4—6_м уровне, то шансы разбогатеть у вас есть, но вам необходимо активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.
Если вы находитесь на 7—8_м уровне, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.
А если же вы набрали от 68 до 78 баллов, т. е. находитесь на 9-м уровне, то у вас есть реальные шансы стать миллионером, если вы им уже не стали!
Можете ли вы быть предпринимателем?
В США используется много приемов для помощи людям в определении того, подходят ли они для самостоятельного ведения бизнеса. Данный тест разработан на основе одного из американских руководств по малому бизнесу.
Как пользоваться тестом? В каждой из горизонтальных граф —
то определение ваших качеств, которое, на ваш взгляд, более вам
подходит. Пометьте его цифрой, соответствующей каждой вертикальной колонке (4, 3, 2, 1). После суммирования этих цифр оценка вашего потенциала владения и управления собственным делом может быть: отличной (25—28), очень хорошей (21—24), хорошей (17-20), средней (13-16), плохой (12 и меньше).
Если у человека обнаружатся некоторые слабости, но сохра­няется сильное желание иметь свое дело и быть предпринима­телем, то, по канонам предпринимательства, это желание вполне осуществимо. Но для этого необходимо подбирать команду и своих партнеров таким образом, чтобы они компенсировали ваши слабости. Например, у вас не очень высокие оценки по "органи­заторским способностям" и "отношению к другим". Значит, в ва­шей команде должен быть кто-то с соответствующими сильными качествами.
Опрос на определение качества предпринимателя

Качества
4
3
2
1
Инициатива
Ищет дополни­тельные задачи, очень искренний
Находчив, смекалист при выполнении задания
Выполняет необходимый объем работ без указаний руководства
Безынициатив­ный, ждет указаний
Отношение к другим
Позитивное начало, дружелюбное отношение к людям
Приятный в обхождении, вежливый
Иногда с ним трудно работать
Сварливый и некоммуни­кабельный
Лидерство
Сильный, внушает уверенность и доверие
Умело отдает эффективные приказы
Ведущий
Ведомый
Ответствен­ность
Проявляет
ответственность
при
выполнении поручений
Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста

Неохотно соглашается с поручениями
Уклоняется от
любых
поручений
Организаторские способности
Очень
способный в
убеждении
людей и
выстраивании
фактов в
логическом
порядке
Способный организатор
Средние организатор­ские
способности
Плохой организатор
Решительность
Быстрый и точный
Основательный и осторожный, осмотритель­ный
Быстрый, но часто делает ошибки
Сомневающий­ся и боязливый
Упорство
Целеустремлен­ный, его нелегко обескуражить
Предпринимает
постоянные
усилия
Средний уровень упорства и решительности
Почти никакого упорства






Правила делового общения

И так во всём, как хотите, чтобы с вами посту­пали люди,
так поступайте и вы с ними.
Евангелие


В деловой сфере результат вашей деятельности (в частности, самоутверждения) часто определяется не официальными, регламентированны­ми отношениями, зафиксированными в различных правилах и программах, а теми личностными отношениями, ко­торые складываются при общении с те­ми людьми, которые их исполняют. Ваш успех, ваш статус в глазах этих людей во многом зависит от того, какое впечатление вы произведёте на них. В этом и будет заключаться сущность данного вида социального самоутверж­дения. Американский специалист в об­ласти управления Дейл Карнеги ут­верждает: чтобы добиться благораспо­ложения к вашей собственной персоне, важно быть внимательным к другим.
Три книги Д. Карнеги: «Как завоё­вывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверен­ность в себе, выступая публично» и «Как перестать беспокоиться и начать жить» — относятся к жанру «поуче­ний». Успех, друзья, здоровье — для многих людей это главные сферы само­утверждения. И Карнеги формулирует правила, как достичь этого самоут­верждения.
Гуманисты-психологи усматрива­ют в книгах Карнеги большое тяготение к негуманным методам манипулирова­ния людьми, т.е. косвенному подчине­нию одних людей воле и желаниям дру­гих. Используя приёмы Карнеги, мож­но добиться даже зомбирования людей. Поэтому, беря на вооружение тот или иной метод Карнеги, надо исходить из гуманных целей и побуждений.




Как понравиться людям и завоевать себе союзников
1.     Искренне интересуйтесь другими людьми.
2.     Улыбайтесь.
3.     Помните, что имя человека — это са­мый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4.     Будьте хорошим слушателем и поощ­ряйте партнёра говорить о самом себе.
5.     Говорите о том, что интересует ва­шего собеседника.
6.     Внушайте своему собеседнику созна­ние его значительности и делайте это как можно искреннее.

Как склонить людей к вашей точке зрения
1.     Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
2.     Проявляйте уважение к мнению собе­седника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
3.     Если вы не правы, признайте это бы­стро и решительно.
4.     С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5.     Заставьте собеседника сразу же от­ветить вам «да».
6.     Пусть большую часть времени гово­рит ваш собеседник.
7.     Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8.     Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения своего собеседника.
9.     Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
10.          Убеждая, взывайте к благородным мотивам.
11.          Драматизируйте свои идеи, пода­вайте их эффектно.




Как воздействовать на людей, не оскорбляя их и
 не вызывая у них чувства обиды
1.     Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
2.     Указывайте на ошибки других не пря­мо, а косвенно.
3.     Сначала поговорите о собственных ошибкаху а затем уже критикуйте сво­его собеседника.
4.     Задавайте собеседнику вопросы, вме­сто того чтобы ему что-то приказы­вать.
5.     Давайте людям возможность спасти свой престиж.
6.     Выражайте людям одобрение по по­воду малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосер­дечны в своей оценке и щедры па пох­валу
7.     Создавайте людям хорошую репута­цию, которую они будут стараться оправдать.
8.     Прибегайте к поощрению. Создавай­те впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной> легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
9.     Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Конечно, правила Д. Карнеги не «панацея от всех бед». Попытка следо­вать сразу всем правилам может ока­заться неудачной. В правилах много противоречий и взаимоисключений, их не следует воспринимать догматичес­ки; нельзя забывать и о своей индиви­дуальности, которая является одной из ваших высших ценностей.
Важнейшей стороной вашего со­циального самоутверждения будет со­держание желаемой социальной роли и ваша профессиональная компетенция и жизненный опыт в этой области.

Рекомендации по организации деловой встречи
·        Заранее настройтесь на встречу с другим человеком.
·        Постарайтесь представить встречу как ситуацию сотворчества.
·        Продумайте и постройте план разго­вора:
                  - общаясь, не подавляйте;
                  - отдавая, вбирайте то лучшее, что есть у других;
                  - обучая, учитесь;
                  - искренне и неподдельно интере­суйтесь тем, что говорит и дума­ет собеседник.
·        Продумайте обстановку, где про­изойдёт встреча.
·        Продумайте, сколько времени зай­мёт встреча. Не затягивайте её начало и окончание: у каждого участника мо­гут быть и другие планы.
·        Начало встречи: открыто и друже­любно приветствуйте друг друга, обра­щайтесь к собеседнику так, как того требует его положение. Поинтересуй­тесь здоровьем, проблемами, которые волнуют собеседника.
- постановка вопроса, проблемы; ясно сформулируйте проблему, которую надо обсудить;
- обмен информацией; высказыва­ние предложений; улыбайтесь, не хмурьтесь, будьте открыты;
- обсуждение: следите за чёткос­тью изложения главной цели, представляйте её интересно, с во­одушевлением, чтобы у участни­ков встречи не сложилось ощуще­ние, что они напрасно теряют время. Избегайте фраз «меня это не интересует», «это ваши про­блемы» и т.п.
·        При обмене информацией активно слушайте. Дайте возможность парт­нёру высказать свои идеи и предложе­ния по её решению. Вопросами уточняй­те разные точки зрения. Не стреми­тесь во что бы то ни стало доминиро­вать над собеседником.
·        Сравнивайте варианты решения, вы­бирайте оптимальный. Ищите реше­ние, устраивающее всех.
·        Делайте окончательный выбор. Ус­тупайте в мелочах, но в решении глав­ной проблемы убедите собеседника в ва­шей точке зрения.
- договаривайтесь о сроках вы­полнения, у кого какие обязаннос­ти, кто за что отвечает, кто и что контролирует;
- выразите своё удовлетворение итогами встречи, поблагодарите за участие. Закончите разговор так, чтобы можно было перекинуть мостик на следующую встречу.

Упражнение
Составьте программу представле­ния своего предложения (идеи, проек­та, изобретения) в соответствующий орган (руководителю, начальнику, председателю): устный доклад, пись­менное обращение.

Ситуации-пробы
«Поступок в общении»
- Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы гово­рите...
- Вы ловите взгляд привлека­тельного мальчика (девочки). Знаете, что он (она), может быть, интересуется вами. Вы подходите и говорите...
- Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему...
- Люди, сидящие сзади вас в ки­нотеатре, мешают вам громким разго­вором. Вы обращаетесь к ним...
- Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...



Социально-приемлемые пози­ции:
 • правильных ответов не сущест­вует
• принцип справедливости
• учёт конкретной обстановки
• агрессивная позиция
 • уверенная позиция
• неуве­ренная позиция.




 Почитайте:   О'Генри. «Короли и капус­та»;
                        И. Ильф и Е. Петров. «Золотой телё­нок»

Посмотрите:  А. Дейнека. «Эстафета»;

                          х/ф «Возвращение в Эдем».

Её величество «Экономика»


... И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.

А. Пушкин



Экономика — слово греческое и состоит из двух частей: «ойкос» — дом, хозяйство и «номос» — закон. Экономи­ка в буквальном смысле — это законы веде­ния домашнего хозяйства, то есть что-то вро­де домоводства. Но уже давно понятие «эко­номика» приобрело иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не одной только семьи, но и всего общества в целом.
Так вот, «хозяйствование» на уровне государства может быть как в семье — все деньги в один котёл и старший распоряжа­ется, кому, на что, когда тратить. Такая эко­номика называется централизованной.
А рыночная экономика, рынок — это предоставление каждому человеку свобо­ды трудиться, производить, продавать, по­купать. Работай на себя, а в общий котёл — государству отдавай лишь определённую часть — налог (государство использует эти деньги на наши общие нужды: строит до­роги, школы, больницы, помогает бедным, старикам, инвалидам, содержит армию).
Основные понятия рыночной эко­номики следующие:
Собственность — это то, что при­надлежит человеку или группе людей. Ва­ши игрушки, книжки, одежда — это ваша собственность. Холодильник, телевизор, мебель в вашей квартире — собственность ваших родителей. Если какое-то имущест­во принадлежит одному человеку, то такая собственность называется частной или личной. Бывает собственность коллектив­ная, когда что-то принадлежит группе лю­дей. А государственная собственность — это всё то, что принадлежит государству, стране.
Труд, трудовая деятельность физический, умственный и обслуживаю­щий (организационный, управленческий).
Продукт труда, товар — это то, что изготовляется, производится в процес­се труда.
Стоимость, цена — это ценность, полезность вещи, её нужность людям. А ещё это то, сколько вещь стоит, то есть за сколько её можно продать или обменять.
Заработная плата — плата за труд. Это цена труда или, иначе говоря, ра­бочей силы. Рабочая сила — это способ­ность человека трудиться. А для того, что­бы хорошо трудиться, человек должен поддерживать свою рабочую силу — пи­таться, одеваться, покупать мебель и пла­тить за жильё, учиться той или иной про­фессии, читать, ходить в театры, кино, на выставки. Всё это человек получает с по­мощью денег, которые зарабатывает, то есть заработной платы.
Доход — это прибавка, которая мо­жет быть получена в результате какой-ни­будь деятельности. Например, садовник вы­растил в саду фрукты и продал их, получив сто рублей. Если из этой суммы вычесть те деньги, которые садовник истратил, чтобы вырастить фрукты (на покупку саженцев, удобрений и т.д.), то получится доход садов­ника. Доход банка—это разница между день­гами, полученными от должников, и деньга­ми, которые банк выплатил своим вкладчи­кам за то, что пользовался их вкладами.
Бизнес — это такое дело, которое может принести доход.
Бизнесмен (предприниматель) — человек, работа которого состоит в том, чтобы организовывать выгодные дела.
Деньги — средство платежа, кото­рые могут обмениваться на любые товары.
Сделка — договор двух или не­скольких человек о совершении какого- нибудь действия.
Капитал, финансы — это деньги, которые используются не только для по­купки пищи, одежды и других предметов потребления, но и для какого-то бизнеса, для того, чтобы получать новые деньги.
В рыночной экономике, конечно, не всё позволено, отношения между людьми регулируются законами. Наше общество пока ещё не полностью перешло на рыноч­ную экономику, идут процессы первона­чального накопления капитала. Этому пе­риоду свойственны многие отрицательные явления: нечестность, необязательность, зависть, несоблюдение закона и даже наси­лие, преступность.
Но вам, кому придётся строить новую рыночную экономику, не следует идти по не­честному пути. Соблюдайте правила пред­принимательства и вы придёте к успеху.
Золотые правила предпринима­тельства:
·        Будьте во всех делах честными. Че­стность — капитал, который всегда с вами.
·        Никогда не изменяйте данному сло­ву, тем более договору, дабы не прослыть обманщиком.
·        Научитесь разбираться в людях, чтобы не быть обманутыми.
·        Изучите законы страны и никогда не нарушайте их.
·        Знайте, что успех сопутствует тому, кто смел и не боится рисковать.
·        Сначала всё подвергайте сомнению и лишь потом принимайте решение.
·        Научитесь хранить секреты свои и чужие.
·        Относитесь терпимо к людским недостаткам.
·        Помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи.
Ваши возможности и способы за­работать:
-мытьё автомашин;
-разноска почты;
-уход за ребёнком;
-доставка мелких покупок;
-обмен, мелкие сделки.
Упражнение
Составьте рекомендации по трате денег (продолжите список):
-подарки родственникам и друзьям;
-Покупка книг;
-сладости и вкусные вещи;
……………………….

Ситуация-проба «Должок»
1) Товарищ не вернул вам занятые у вас деньги. Все сроки прошли. Как вы по­ведёте себя дальше?
2) Вы не смогли вернуть товарищу долг. Он требует, а у вас нет денег. Как вы поступите дальше?

Социально-приемлемые позиции:
 • обязательность;
• верность слову;
• закон­ность;
• способность попять проблемы дру­гого человека;
•  прощение;
• человечность.

Игра – конкурс «Поиграем в экономику»
Цель: способствовать формированию находчивости,   сообразительности, экономической грамотности.
Задачи: 1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;
               2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности  к изменяющимся внешним условиям;
              3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.

Ход игры-конкурса
I Вступительное слово учителя:
Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет.
Давайте вспомним, что  же такое экономика?
Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона,  страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей. Наконец, экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы. Кто же впервые придумал слово «экономика»? (Аристотель).
Задание: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». (Ответ: Экономика).
Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.
Вопросы:
1)      Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
2)      Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
3)      Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
4)      Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
5)      Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
6)      «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
7)      Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
8)      Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
9)      Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
10)  Лицо торговой точки это что? (витрина)
11)  Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
12)  Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)

Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
ЙЦТОВФАРЫВ (товар)

Экономические загадки-добавлялки:

На товаре быть должна
Обязательна …(цена)

            Коль трудиться круглый год
Будет кругленьким…. (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги
Весной пора платить … (налоги)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы)
Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно. .(весы)

Будут целыми как в танке,
Сбереженья ваши в  …(банке)

Дела у нас  пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой.. (вклад)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(зарплату)
Мебель купили, одежду, посуду
Брали для этого в банке мы …(ссуду)
На рубль – копейки, на доллары – центы
Бегут-набегают в банке .. (проценты)



Экономические ребусы



(Собственность)               (Деньги)                                                           



             (Налог)                                                                          (Кредит)


«Литературный»  конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны)
Задание: найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых у вас записано на карточках.
1.      Копейка рубль (бережет)
2.      Без копейки (рубля нет)
3.      День что пух (только дунь на них их нет)
4.      Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
5.      Деньги любят (счет)
6.      Чем богаты (тем и рады)
7.      Бедному собраться (только подпоясаться)
8.      Не с богатством жить (а с человеком)
9.      Богатство (разум рождает)
Объедини общими терминами
Задание: Участники должны  перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином.
1.      Товар, страна, вывоз (экспорт)
2.      Товар, информация, покупатель (реклама)
3.      Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)
4.      Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)

Сценка:
В класс входят Патрик и Спанч Боб. Здороваются с детьми.
Патрик: Мы пришли к вам по одному важному делу. Посмотрите, что у меня в руке? (показывает деньги, банкноты)
Дети: Деньги
Спанч Боб: Правильно, деньги. А что это такое? (показывает монеты)
Дети: тоже деньги
Патрик: А чем же отличаются деньги, которые есть у Спанч Боба, от денег, которые есть у меня?
Дети: Одни деньги бумажные, другие – из разных металлов.
Патрик: Как называются деньги из разных металлов? (монеты)
А как называются современные бумажные деньги? (банкноты)
Спанч Боб: У нас к вам есть одна просьба. Мы не знаем, когда идешь в магазин, куда надо положить деньги? (в кошелек).  Может ребята,  вы нам поможете?
Задание: изготовить из листа бумаги способом оригами кошелек, в который мы с Патриком будем складывать свои деньги.

Конкурс капитанов команд:
Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Показать сигнальными карточками (зеленой и красной).

Последний конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что в «Черном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты на весь класс)
Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других -  мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое?
(деньги)
Ведущий: Наша игра закончилась. Но ваше путешествие в удивительную страну под названием «экономика» только начинается. И чтобы это было успешным, я хочу вам посоветовать прочесть книги Татьяны Смирновой «Белка и компания», Э. Успенскогого «Бизнес Крокодилы Гены»
Подведение итогов конкурса и всей игры. Награждение. Самому активному участнику вручается медаль «Знаток экономики».

Я і мої соціальні навички

Автор-упорядник: Скорохват Ірина Володимирівна, 
практичний психолог,
КЗ ЛСЗШ №45 I-III ст. м. Луганська
Група формується з учнів 5 класу.
До складу групи входять молодші підлітки, хлопчики і дівчатка у віці 10-12 років.
Тривалість заняття 1 - 1,5 години.
Кількість учасників залежить від наповнюваності класу: від 20 до 30 осіб.
Цілі:  - Вивчення та розвиток базових комунікативних умінь;
- формування активної позиції при організації ефективної комунікації;
- розширення уявлень про способи самоаналізу і самокорекції у сфері спілкування; 
 - розвиток спостережливості у спілкуванні.
Методи роботи: рольові ігри, бесіда, робота в групах, перегляд фрагменту відеокліпа або прослуховування пісні, мозковий штурм, міні-лекція, рефлексія.
Необхідні матеріали: комп'ютер, інтерактивна дошка або проектор, екран, відеокліп або пісня «Мы были оба: я у аптеки, а я в кино искала вас, так значит за­втра на том же месте в тот же час». Картки з назвами тварин за кількістю учасників для гри «Знайди групу». Картки із завданнями для роботи по групах.
Дидактичні матеріали:
1. Анн Л. Психологічний тренінг з підлітками. - СПб., 2003.
2. Вечір Л.СЧ. Секрети ділового спілкування. - Мінськ, 1996.
3. Піз А. Мова жестів. - Воронеж, 1992
4. Прутченков А.С. Тренінг комунікативних умінь. - М., 1993.






Хід заняття
1. Привітання учасників, коротка розповідь про заняття.
Ведучий. Сьогодні ми будемо займатися деякими прийомами, які допомагають людям бути більш впевненими в собі. Багато людей сором'язливі і відчувають себе некомфортно в різних соціальних ситуаціях не тому , що у них щось не так, а тому , що вони не навчилися основним прийомам соціального життя .
2. Вправа «Місто торкань»
Ведучий . Уявіть ситуацію: ми опинилися в незвичайному городі, в якому є свої традиції. Вранці люди виходять на площу і прогулюються повз один другого. Коли годинник б'є 1 раз ( 1 оплеск), кожен доторкається до лівої мочки вуха того, хто поруч. Так до тих пір, поки годинник не вдарить 2 рази (2 оплеска) - покласти руки на плечі один одному і поглядом подякувати за те, що прогулюються. Коли годинник б'є 3 рази (3 оплеска) - будь-який розумний спосіб доторкнутися до прохожого поряд. І так до чотирьох ударів годинника. Хто зможе повторити інструкцію?
Обговорення. Поділіться почуттями , чи легко вам було торкатися один одного? Як почувалися до вправи і зараз?
3 . Бесіда за темою : «Сором'язливість»
Ведучий. Чи є серед нас люди , які вважають себе сором'язливими або ті, кому говорили, що він сором'язливий? Як ми дізнаємося, що людина сором'язлива? Як ви думаєте, чому люди відчувають себе некомфортно в соціальних ситуаціях? А тепер давайте разом подумаємо, чи можна щось зробити зі сором'язливістю? (Після кожного питання тримаємо паузу і стимулюємо активність учасників, дякуємо за відповіді. Намагаємося , щоб був хороший темп.)
Висновки. Сором'язливість може бути подолана за допомогою навчання такій поведінці, як якщо б людина не була сором'язливою, а також поліпшенню основних соціальних навичок через тренування на наших заняттях і в житті. Тривожність в соціальних контактах може бути подолана за допомогою практики в прийомів, які ми будемо вивчати під час занять з подолання тривожності. Особливо корисно програвання в мозку ситуацій, репетиція перед дзеркалом і глибоке дихання.
Ведучий. Багато акторів і відомі популярні люди являються сором'язливими і відчувають себе некомфортно, коли стають самими собою, але здатні перемагати особисту сором'язливість, граючи різні ролі або виступаючи на публіці. Спочатку вони навчилися соціальним навичкам, потім вправлялися в простих, потім у складних ситуаціях і розвинули впевненість у собі. Допомагає прості тренування. І ми зараз теж будемо тренувати свою поведінку в різних соціальних ситуаціях.
4 . Вправа «Знайди свою зграю»
Інструкція: Учасники сідають у коло. Ведучій заздалегідь готує картки, на яких написані назви тварин, наприклад пантера, змія, слон, чайка, жаба. Повинно бути кілька однакових карток, виходячи з кількості учасників в одній групі.
Я роздам вам картки, на яких написана назва тварини. Назви повторюються на деяких картках. Наприклад, якщо вам дістанеться картка, на якій буде написано «слон», знайте, що ще у декількох учасників є картка, на якій також написано «слон». (Ведучий роздає картки.)
Ведучий. Прочитайте, що написано на вашій карточці. Зробіть це так, щоб напис бачили тільки ви. Тепер картку можна забрати. Завдання кожного - знайти свою пару. При цьому можна користуватися будь-якими виразними засобами, не можна тільки нічого говорити і видавати характерні звуки «вашої тварини». Іншими словами, все, що ми будемо робити, ми будемо робити мовчки. Коли ви знайдете свою групу, залишіться поруч, але продовжуйте мовчати. Тільки коли всі групи будуть утворені, ми перевіримо, що у нас вийшло. (Після того, як всі учасники групи знайшли свою пару, тренер запитує по черзі у кожної пари: «Хто ви ?». Ця вправа зазвичай проходить дуже весело, в результаті в учасників групи підвищується настрій, знижується втома. Вона сприяє подальшому розкріпаченню учасників. Водночас воно сприяє розвитку виразної поведінці, спонукає учасників, з одного боку, бути уважними до дій інших, а з іншого боку, шукати такі засоби самовираження, які будуть зрозумілі іншими. Після завершення вправи можна запропонувати поділитися враженнями, розповісти про те, як учасники знаходили свою пару.)
5 . Робота в групах по темі: «Тренування вміння починати контакти»
Ведучий. Сідайте за групами. Зараз кожна група візьме у мене картку із завданням, яке вам треба буде прорепетирувати і, задіявши всіх учасників, показати всім. Час на підготовку 5 хвилин. Пропонуємо наступні завдання:
1. Подзвонити незнайомцеві і попросити у нього специфічну інформацію. Наприклад , зателефонуйте в дитяче - юнацький клуб і дізнайтеся, які в ньому є цікаві кружки та секції і як туди можна записатися; зателефонуйте в місцевий магазин і запитайте, чи є визначені продукти; зателефонуйте другу і поспілкуйтеся з його/її татом чи мамою. 
2. Вітайте людей в школі і на вулиці, кажучи: «Привіт! », киваючи, посміхаючись і т.п. Запропонуйте свої способи вітання і розіграйте сценки-зустрічі однокласників в кафе, у вестибюлі школи, на вулиці. 
3. Потренуйтеся починати розмову з незнайомими людьми в громадських місцях, наприклад в черзі в магазині, в поліклініці, на спортивних видовищах, в місці купання. 
4. Потренуйтеся дізнаватися у незнайомих людей необхідну інформацію. Наприклад, запитайте, як вам доїхати до якогось місця; дізнайтеся, скільки часу; в квитковій касі поцікавтеся у співробітника, який фільм вам краще подивитися; в кафе запитаєте офіціанта, який десерт найбільш смачний у шеф-кухаря.
5. Навчіться пропонувати свою допомогу іншим людям, наприклад допомогти на вулиці молодій мамі насмішити малюка, що плаче; допомогти бабусі перейти слизьку дорогу; допомогти однокласниці донести важку сумку з магазину; допомогти знайти дівчині на вулиці втрачену сережку.
Під час підготовки ведучий ходить по групах і направляє, підтримує роботу. Найбільш інтересні сценки демонструються всій групі. Час на представлення роботи по 3 хвилини на групу. Дякуємо кожній групі за роботу і підтримуємо виступ оплесками.
Для підготовки сценок при роботі в групах можна роздрукувати буклет «Як подолати сором'язливість » (див. Додаток).
Ведучий. Зараз ми потренували вміння починати контакти, а тепер будемо тренувати вміння домовлятися з іншими людьми. Для початку подивимося відео кліп. Вам потрібно зрозуміти, що за ситуація там відбулася і потім спробувати запропонувати способи виправить помилки в спілкуванні героїв.
6. Перегляд фрагмента відеокліп або прослуховування пісні «Мы были оба: я у аптеки, а я в кино искала вас, так значит завтра на том же месте в тот же час».
7. Мозковий штурм : « Непорозуміння у спілкуванні»
Ведучий. Зараз ви подивилися фрагмент кліпу з прикладом неефективного спілкування, яке не відбулося у героїв в результаті непорозуміння. Траплялися й у вашому житті подібні ситуації? Давайте подумаємо, що таке непорозуміння? Непорозуміння - це провал у спілкуванні, який відбувається тоді, коли одержувач повідомлення розуміє його значення відмінне від того, як розуміє його надсилаючий повідомлення. Як виникає непорозуміння? Як його можна уникнути? (Вислуховуємо рекомендації учасників.)
8. Міні-лекція з теми: «Як подолати непорозуміння у спілкуванні»
У разі отримання інформації двозначного або суперечливого характеру можна внести ясність наступними способами.
Ставити уточнюючі питання, наприклад з позиції посилаючого повідомлення: «Ти розумієш, про що я кажу?», з позиції одержувача «Під цим ти розумієш...?».
Бути точним і конкретним. З позиції посилаючого повідомлення говорити, наприклад, «в дві години дня», а не «пізніше». «Пізніше» звучить невизначено. Перефразувати повідомлення для мовця або викласти його ще раз своїми словами у відповідності з тим, що ти зрозумів. Наприклад, якщо посилаючий каже: «Не приходи додому надто пізно!», то який одержує, може уточнити інформацію: «Я думаю, це означає, що я повинен бути вдома не пізніше 11 години вечора».
Ведучий. Давайте програємо сценку так, щоб спілкування героїв кліпу відбулося. Хто готовий спробувати?
9. Вправа « Карусель розуміння»
Всі учасники розраховуються на перший-другий. Перші утворюють внутрішнє коло і розгортаються спиною один до одного, другі номери шукають собі пару. Учасники стоять у двох колах обличчям один до одного. У парі виконується завдання, потім по команді зовнішнє коло зсувається вправо на одного учасника.
Завдання: 1 . Перші говорять фразу: «Приймай це ліки, поки тобі не стане легше», другі: «Під цим ти розумієш...».
2. Другі кажуть: «Не приходь додому надто пізно», перші: «Я думаю, що це означає... ». 
3. Перші говорять фразу і задають уточнюючі запитання : «Зателефонуйте скоріше. Ви розумієте, про що я Вам кажу? », другі відповідають. 
4. Другі говорять фразу і задають уточнююче запитання : «Давай зустрінемося на ринку завтра . Ти зрозумів , про що я хочу сказати?», перші відповідають. Наприкінці кожного завдання перевіряється його виконання, якщо група маленька, можна запитати кожну пару, про що вони домовилися, якщо велика, вибірково можна спросить, про що домовилися учасники, наприклад, чи знають вони які ліки, дозування, години прийому і як зрозуміють, що стало легше?
10. Резюме «Що ми сьогодні робили на занятті?»
Ведучий. Наше заняття підходить до кінця, і настав час згадати, що ми разом сьогодні робили, що дізналися нового. Хто перший почне? (Далі ведучий робить паузу і чекає відповіді учасників, після їх висловлювань при необхідності доповнює.)
Сьогодні на занятті ми обговорювали, що таке сором'язливість і як можна її подолати, тренували уміння починати контакти, дізналися, що непорозуміння - це провал у спілкуванні. Щоб прояснити повідомлення, можна задати конкретні уточнюючі питання, чи перефразувати отриману інформацію і показати співрозмовнику, як ви її розумієте.
11. Заключне обговорення «Зворотний зв'язок по заняттю»
Всі учасники сидять у колі. Ведучий передає першому бажаючому який-небудь приємний на дотик предмет, наприклад гладкий красивий камінчик, м'яку іграшку, м'ячик. Ведучий. Зараз давайте поділимося думками і почуттями про заняття, скажіть, що для вас було корисним, що більше запам'яталося? (Ведучий дякує учасникам за активну роботу і теж говорить щось про взаємодію на занятті.)
12. Ритуал завершення заняття
Пропоную зібрати всі руки в центрі кола і разом сказати: «Разом ми сила!». Або виконати ритуал, який вигадали діти, наприклад всі учасники стають в коло, взявшись за плечі - виходять «групові обійми» і бажають всім відмінного настрою, успіхів у навчанні, зустріти як можна більше усміхнених людей і т.д. в якості позитивних побажань на тиждень до наступного заняття. Домашнє завдання. Застосуйте отримані навички в житті і поділитесь досвідом на наступному занятті.



















Додаток
Багато людей, навіть знамениті актори, в житті є сором'язливими людьми і відчувають себе некомфортно в різних соціальних ситуаціях. Проте кожна людина може навчитися відчувати себе більш комфортно, практикуючись у подоланні тривожності і нервозності і покращуючи соціальні навички.
Поради від «бувалих» сором'язливих:
- Навчися «діяти». Ти можеш навчитися новим соціальним навичкам і стати більш впевненим у собі, програючи соціальні ситуації, як актор, що працює над роллю.
- Починай з небагато чого. Починай вправлятися з легких ситуацій, поступово переходячи до більш складних.
- Підготуй себе. Напиши короткий сценарій і програй його вдома. Дивись на себе в дзеркало і слухай свій голос. Це те, чим займаються актори кіно.
 - Потренуйся спілкуватися з різними незнайомими людьми по телефону.
Як вітатися?
Практика вітання людей - спосіб подолання сором'язливості: 
- Привіт. 
- Як справи?
- Радий тебе бачити!
- Всього доброго!
-         Жести: кивки, посмішка, салют.
Зроби вітання людей своїй звичкою. Чим більшу кількість людей ти повітаєш, тим більша кількість людей повітає тебе. Більшість людей сором'язливі. Допоможи їм, привітавшись першим.
Як знайомитися з новими людьми?
Постарайся знайомитися з більшою кількістю нових людей. Починай розмовляти з людьми, де б ти не був(а). Поки стоїш в черзі, сидиш на прийом до врача і т.п. Починай бесіду з того, що у вас спільного. Став питання - це ефективний метод . Нижче наведено декілька прикладів. 
- Черга довга. Повинно бути, це хороше кіно. Ви про нього що-небудь чули? 
- Це хороша книга? Ви що-небудь про неї знаєте?
 - Який хороший светр! Де ви його купили?
-         Ви бачили гру вчора ввечері? Хто виграв?


Як говорити компліменти?
Хороший спосіб почати бесіду і допомогти людині добре себе почувати - це сказати йому комплімент. Ви можете сказати комплімент, глянувши на те:
-         Що людина носить («Мені нравится ваша блузка»);
-         Як людина виглядає («Твої волосся виглядає чудово»);
-         Що людина добре робить («Ти чудово танцюєш»);
-         Особистість людини («У тебе прекрасне почуття гумору»);
-         Інші особистісні особливості («У тебе прекрасна усмішка»).
Як почати бесіду ?
Нижче наведено кілька ідей для початку бесіди з тим, кого ви не знаєте, наприклад, на танцях або на вечірці.
1 . Обери людину, яка виглядає так, що з нею не важко заговорити (хто виглядає дружелюбним, посміхається тобі, сидить один або ходить взад і вперед).
 2. Представся: «Привіт. Мене звуть ... ». Скажи, де ти живеш, в яку школу ходиш, що любиш. Про те ж самоме запитай у нього/неї. 
3. Скажи комплімент чи задай запитання: «Ти дуже добре танцюєш. Де ти вчився (лась) танцювати?» 
4. Попроси допомоги (раду, книжку, олівець, запитай про напрямок).
5. Якщо ти зовсім втратився, то можеш почати з такого абсолютно універсального питання, як погода: «Погода стає краще». Можеш зробити вигляд, що помилився і запитати: «Ми раніше не зустрічались? Мені здається, що ми були знайомі!»
Як підтримувати бесіду?
1. Став питання.
2. Розповідай про себе.
3. Давай можливість співрозмовнику розповідати про себе.
4. Давай зрозуміти співрозмовнику, що тобі цікаво те, про що він говорить.
5. Будь щасливим і на підйомі.
6. Будь активним слухачем, показуй свою увагу, використовуючи:        
  - вербальні способи ( «так-так », « угу», «зрозумів», «це цікаво» тощо);       
- невербальні способи ( наклонись вперед, встань ближче, присядь поряд, кивай головою, дивися в очі ).
Як завершити бесіду?
Те, як ти закінчиш бесіду, поможе продовжити спілкування або заважатиме спілкуванню.
1. Завершення бесіди має бути настільки м'яким і природним, наскільки це можливо. 
2. Не перебивай співрозмовника на середині фрази. Намагайся знайти підходяще місце для того, щоб призупинити бесіду.
3. Невербальні способи можуть показати співрозмовнику, що ти хочеш перервати бесіду. Наприклад, припинення контакту очей, рух у напрямку до виходу, посмішка, потиск руки і т.п.
4. Переконайся, що співрозмовник знає:     
     - про кінець бесіди і тому, що тобі треба йти;     
     - що тобі розмова сподобався (сподобалося бути з цим чоловіком);   
   - ти сподіваєшся ще зустрітися знов скоро.
Притча «Саме велике чудо»
Як же так виходить, що ми дивуємося і захоплюємося висотою гір, просторами морів, плином рік, страхітливою силою океанів, рухом зірок, а коли дивимося всередину себе, то не помічаємо великого чуда? Придивіться до себе уважніше! Скористайся цими знаннями і стань впевненою в собі особистістю.





Памятка «Правила работы в группе»
1.    При формировании групп:
- Спокойно, привычно собираться в группы
- Не покидать группу
- Говорить тихо и спокойно
- Соблюдать очередность


2.    Каждый член группы имеет право:
- Делиться своими идеями и мнениями
- Задавать вопросы (о фактах, причинах, мотивах)
- Направлять групповую работу («Мы должны были…», «Достаточно ли у нас времени, чтобы идти этим путем?..», «А что если попробовать это?..»)
- Поощрять участие других членов группы («А что вы думаете…?»)
- Обращаться за разъяснениями («Я не уверен, что…»)
- Выражать поддержку и одобрение
- Предлагать объяснение или разъяснение
- Перефразировать («Верно ли я понял, что …?»)
- Воодушевлять группу («Это не беда …»)
- Подытоживать вслух
- Уточнять («Согласен! А точнее будет сказать…»)
- Просить развить идею («А как это связано с …»)
- Поддерживать групповую память («Чтобы это не потерялось, надо …»)
- Проверять понимание («Пожалуйста, повторите, о чем мы договорились …»)
- Планировать вслух («Я мог бы это изложить так…»)
- Сопоставлять аргументы членов группы («В чем же наши расхождения?»)
- Объединять идеи в общий пакет («Ваша идея дополняет мою»)
- Спрашивать о суждениях («Почему можно считать, что это верно?»)
- Продолжать мысль коллеги («Верно, и тут есть еще один момент…»)
- Задавать вопросы на углубление понимания («А как это сработает, если …?»)
- Предлагать несколько альтернатив («Есть еще варианты решения …»)

3.    При работе в группе необходимо помнить:
- Время на выдвижение идей ограничено
- Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые – принимаются и фиксируются
- Члены группы поддерживают друг друга взглядом, развивают идеи товарищей, активно подбадривают коллег, задают (если нужно) вопросы на понимание
- Критические замечания не принимаются ни в какой форме
- Члены группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее
- Пока один говорит – остальные слушают
- Обсуждаются идеи, а не те, кто их выдвигал
- Каждая из обсуждаемых идей как приемлемая, неприемлемая, требующая дальнейшей доработки
- Формулируется решение поставленной проблемы

Комментариев нет:

Отправить комментарий